Церкви

МОНАСТРЫРЬ ТИМИОС СТАВРОС

Украшением и гордостью Омодоса является монастырь Святого и Животворящего Креста, построенный в сердце общины. Он божественно возвышается и его внушительное присутствие превращает его в значительную часть культурного наследия Кипра. Монастырь Святого и Животворящего Креста является одним из старейших и исторических монастырей острова.

История монастыря
По преданию одной ночью жители близ лежащих деревень Пано (Верхняя) и Като (Нижняя) Купетра, которые не существуют сегодня, наблюдали огонь в кустах, где сегодня стоит монастырь. Когдасталосветать, они пошли в то место, где видели огонь, но не нашли и следа. Это явление повторялось несколько ночей. Поэтому они стали рыть землю, обнаружили небольшую пещеру, в которой нашли Крест. Чтобы отблагодарить Господа, они построили часовню над пещерой и хранили своё сокровище там, часовня стала для них местом поклонения. С ходом времени часовня расширилась и была превращена в монастырь со множеством монахов и большим богатством – не только на Кипре, но и за рубежом – надворными постройками в Константинополе (Стамбуле) и недвижимостью в России.

По преданию монастырь был основан до прибытия Св. Елены на Кипр в 327 н.э. Точная дата основания неизвестна. Возможно, он существовал до того, как деревня и Омодос были позднее основаны вокруг монастыря. Различные историки Кипра, такие как Неофитос Родинос, российский монах и путешественник Барский, настоятель Киприанос и иные ссылаются на посещение Св. Еленой Кипра и тот факт, что она оставила часть Святой верёвки и Святого распятия в монастыре. Эта верёвка, которой римляне привязали Христа к Кресту, описана как красная и «покрытая кровью Христа».

После нескольких чудес, явленных Крестом, монастырь приобрёл значительную репутацию и превратился в великое местопочитания. Исторический монастырь Омодоса познал взлёты и падения с ходом времени. Во время тёмных веков турецкого владычества монастырь смог сохраниться и достичь многого. Примерно в 1700г. обеспечено принятия фирмана (указа) султана обосвобождении от обязанности возмещать убытки и о неприкосновенности. В 1757 г. в монастырь была проведена вода для цистерны и фонтана, расположенных в юго-западной части монастыря, построенных монахом-священником Германосом. В1917г. вся собственность монастыря была передана жителям Омодоса. Несколько лет спустя его лишили последних монахов, и он был превращён в приход.

Реставрация
Епископ Пафоса Крисантос произвёл полный ремонт монастыря во втором десятилетии XIX века вместе с управляющим монастыря Доситеосом, который служил в качестве управляющего монастыря с 1810 до 1821г. В 1816г. согласно знаку, найденному над входом в синодиконе монастыря, западное крыло и западная часть северного крыла были построены. Высота комнат и арок двухъярусной галере больше, чем в северном крыле. Западное крыло является самым важным. Согласно знаку реконструкция производилась «благодаря милосердию благочестивого и очень трудолюбивого управляющего Доситеоса». В1817г. был рекоструирован золотой иконостас церкви. Великий синодикон и иные залы и коридоры монастыря были декорированы деревянными предметами, которые являются превосходными примерами ручной работы в стиле рококо. Особенно интересным является окно входа в синодикон, которое находится в потолке, в северном конце западного крыла. Линия парапетов арки окон сделана из маленьких кусочков дерева, подогнанных таким образом, чтобы создать сложные решётки. Листья также сделаны из маленьких кусочков дерева с помощью стамесок, чтобы оставить впечатление сложного рельефа. Однако, наиболее важным образцом ручной работы является потолок синодикона, так называемый «Трон креста», покрывающий восточную стену синодикона. Эти предметы являются наиболее важными из существующих на Кипре. Колокол, сохранившийся до сегодняшнего дня, является подарком Доситеоса с 1812 г. и первым колоколом, который звонил на Кипре в годы турецкого порабощения. Однако, помощь, оказывавшаяся монастырём «Филикихетериа» («Обществу друзей») для Великого греческого восстания 1821 г. оказалась фатальной для монастыря и Доситеоса. Турки обезглавили управляющего Доситеоса вместе с другими священниками и мирянами 10 июля 1821 г. в Никосии.

В 1850г. проводилась реконструкция церкви, которая расширилась с двух сторон, приобретя современную форму.

Архитектура монастыря
У монастыря очень характерная архитектура. Это большой двухуровневый комплекс в форме (греческой буквы) Π, окружающая церковь с севера, запада и юга с высокими кельями и сводчатыми арками.

Во двор можно войти через сводчатый вход, так называемую «камаропорту» (сводчатую дверь), которая находится на северной стороне. По легенде сводчатая дверь, которая напоминает дверь крепости с тяжёлыми двойными поперечинами, не открывалась, когда являлись турки, которые намеревались нанести ущерб монастырю. Западный вход, существующий со стороны площади сегодня, был открыт недавно.

Комплекс состоит из множества каменных келий, подвалов и постоялых дворов. Кружевообразные стойки под арками крытых веранд со внутренней стороны конструкций очень живописны.

В огороженном дворе мраморный фонтан освежает посетителей. На табличке, датированной1763г., слова «придите ко мне страждующие, как фонтан Силоам, я утолю вашу жажду». Большой храм с тремя боковыми пределами монастыря базилического типа построен согласно местной традиции непосредственно над пещерой, в которой был обнаружен Святой Крест.

Достопримечательные элементы монастыря
Золотой резной иконостас церкви, созданный в 1817г., с футляром Святого Креста и старинными иконами в русском стиле очень важен.

Особым предметом искусства являются деревянные потолки, украшающие коридоры и залы монастыря. Они являются поразительными образцами ручной работы в стиле рококо, сделанными с потрясающей художественностью из тысяч очень маленьких кусочков дерева, которые гармонично подобраны.

Даже более потрясающим является синодиконс великолепным потолком и троном Святого Креста, который вырезан из грецкого ореха и попадает в поле зрения как настоящий шедевр. С двуглавым орлом сверху трон также служит криптой Святого Креста.  Особо красивы четыре сохранившихся кресла из грецкого ореха.
Сегодня зал синодикон является старинным памятником. Прочие залы сегодня являются местом расположения музея византийских икон, музея фольклорного искусства, картинной галереи, фотовыставки с новыми и старыми фотографиями и музея борьбы 1955-1959 гг. – первым, созданным после эпической борьбы. В нём хранится множество материалов, личных предметов, форма, документы и фотографии борцов.

Бесценные реликвии
В монастыре Святого Креста находятся бесценные реликвии, которые создали ему репутацию н авесь мир. Некоторые из них:

  • Великий крест со святой верёвкой. Это деревянный Крест с золотым и серебряным покрытием, размещённый под специальным балдахином на иконостасе храма. Его поверхность декорирована различными изображениями из жизни Христа. На четырёх концах Креста – четыре евангелиста. В центре Креста в области, закрываемой золотыми воротцами, которые открываются и закрываются, находится «Агиос Каннавос» («Святая верёвка из пеньки»), которая также называется «АгиоСкинио» («Святая верёвка»). Это кусок верёвки, которую использовали римляне, чтобы привязать Христак Кресту, и это единственный, сохранившийся в мире.
  • Второй Крест, в который, согласно Костасу Николаидесу, «помещен малый Крест», тот самый, который был найден в пещере.
  • Крест «Панаретос» (вседобродетельного). Это старый Крест Аногиры. Этот Крест очень старый и хранился в средневековом монастыре Святого Креста за пределами деревни Аногира. В смутные времена Крест был перенесён в монастырь Святого Креста в Омодосе, где он хранится до сих пор.
  • Череп апостола Филлипа хранится в покрытом золотом и серебром ящике в форме пирамиды. Подлинность черепа подтверждена печатями византийских императоров Феодосия Великого и Гераклия. Святая реликвия православия хранилась в Константинополе до 31 июля 1204 г. После захвата города франками она была передана на хранение в деревню Арсиноэ в районе Пафоса. Не много позднее 1735 г. ящик был украден и в 1770 г. он был заменён тем, который сохранился до сего дня, за счёт тогдашнего митрополита епископа Пафоса Панаретоса. Для большей безопасности ящик с черепом апостола был передан в святой храм Святого Креста в Омодосе до 1788 г.
  • Деревянный крест высотой 15 см, украшенный ценными камнями. Восхищение вызывает высокая художественность.
  • Фрагмент камня с ужасной Голгофы, который был получен по инициативе управляющего церкви Каллистратеса Пападемаса.
  • Многие другие предметы, включая священные сосуды, останки 26 святых, драгоценные камни и другие подношения.

Country Church of Apostolos Philippos

The Country Church of Apostle Philip is the oldest of Omodos’s country churches and it is located in the «Pente Litharia» (Five Rocks) venue west of the village and at a distance of about 3 kilometres from it.

During ancient times, this country church was probably also a shrine for the god Apollo. This is witnessed by the fact that a large, age-long laurel tree stands next to the country church. Its circumference is 8 meters and its height is 17 meters. Its age is approximately estimated to be a few centuries.

There are three old icons in the country church, one of Christ, one of Apostle Philip, and one of the Virgin Mary the «Zalithariotissas», which today are in the Museum of Byzantine icons of the Holy Cross Monastery.

The country church was renovated in 1773 by the Metropolitan Bishop of Pafos, Panaretos, and it was also repaired in 1851.

New maintenance operations took place recently with the expenses paid by the Antiquities Department, now permanently having the church under its protection.

On the Saint’s day, which is on the 14 th of November, a liturgy takes place and hundreds of faithful attend it so as to honour the Apostle.

Country Church of "Agios Spiridonas"

The Country Church of Agios Spiridonas is located at a distance of about one kilometre South of the village. It is in ruins and of an unknown date.

On the 11 th of November 1971, the operations for the country church’s re-erection started. The raising was achieved through donations from the inhabitants of Omodos’s community. The inauguration was done on the 11 th of August 1982 by the Metropolitan Bishop of Pafos, Chrysostomos. A liturgy takes place in the country church on the 12 th of December, which is the Saint’s Day.

Country Church of "Agia Paraksevi"

The country church of Agia Paraskevi is located in the North-east and at a small distance from the village. It was ruined and was renovated on the 27 th of August, 1976, with the expenses paid by Mrs Maroulla Corona.

The inauguration was conducted on the 16 th of August 1983 by the Metropolitan Bishop of Pafos, Chrysostomos.

A liturgy takes place in the country church on the 26 th of July.

Country Church of "Profiti Elia"

The small, snow-white country church of the Prophet Elias is found in the North-west of the village at a distance of two kilometres from Omodos, upon one of the village’s highest hills. It was also in ruins and was renovated on the 2 nd of November 1975 by Lefkios P. Sozou from Omodos.

Once every year, on the 20 th of July, a «Te Deum» liturgy takes place and the pious Christians devoutly attend it so as to light a candle and pray to the Prophet Elias for rain and to ask him to bless the people on earth.

Since old times, liturgies take place in all the country churches -in succession -every Saturday after the Resurrection so that a Mass is conducted in all of them during the Easter period, in accordance with the village’s custom.

Country Church of "Agios Constantinos and Agia Eleni"

© Copyright 2018 - Κοινοτικό Συμβούλιο Όμοδους / Designed & Developed by NETinfo Plc